понедельник, 21 июля 2014 г.

Магия денег

В детстве у меня была копилка. Не модная свинья с резаной раной в спине, а обычная картонная коробочка не помню из-под чего, куда я складывал мелочь, попадающую ко мне в руки. Можно было в любой момент ее открыть и достать сколько надо. Не помню, чтобы я хоть раз как-то воспользовался своими сбережениями, или чтобы у меня была какая-то внятная цель или тайные от родителей материальные устремления. Удовлетворение вызывал сам процесс "коробчения", будто со временем наращивался некий таинственный потенциал.

Потом я подрос, и выяснилось, что отношение к деньгам - важная и показательная тема в социуме, которой уделяется много внимания, и которая (о чудо!) хоть в каком-то виде интересует практических всех. Согласно статистике, пользователи Яндекса ищут слово деньги примерно в 4,5 раза чаще, чем слово счастье. При этом доподлинно известно, что люди живут для счастья, а не для чего-то другого. То есть налицо нерушимая вера в свое понимание того, откуда это самое счастье возникает. Но почему, интересно, не из доброты, которую ищут в 40 раз реже? Или из спокойствия (в 150 раз реже)? Или из призвания (в 200 раз)? Или (ну например!) из бесстрашия (в 2000 раз)?

И еще интересно, почему так раздражают посылы вроде того, что деньги, мол, тлен, их роль в жизни преувеличена, и надо-надо всем нам поскорее переориентироваться на более возвышенные цели. И отчего кажется, что такие вещи говорят и пишут ханжи и неудачники, которые ничего-то в жизни не смогли (достичь), и теперь подводят под это высокодуховную платформу. Знаем, знаем все про вечные ценности. Но давайте сперва деньги, а потом возвышенное. Наоборот не надо.

Такому подходу множество верных объяснений. И отсутствие настоящих, конкретных желаний, и как следствие - тяга к приобретению универсального, казалось бы, эквивалента. И ложные ориентиры, насаждаемые окружающим миром и побуждающие бежать дальше и стараться шибче. И страх остаться без средств, на удивление присущий иногда весьма состоятельным людям. И множество других. В том числе, попытка растерянных людей найти себе в жизни хоть какой-то ориентир.

Аллен хорошо пишет об одной из причин такой растерянности. "В течение второй половины двадцатого века сущность понятия «работа» в промышленно развитых странах превратилась из производственного конвейера и деятельности по сборке и транспортировке товара в то, что Питер Друкер так удачно назвал интеллектуальным трудом. В прежние времена результаты работы были очевидными. Поля нужно было вспахивать, машинами следовало управлять, коробки — упаковывать, коров — доить, а дела — делать. Вы знали, какую работу нужно выполнить — вы могли ее видеть. Было ясно, выполнена работа или не выполнена."

А что теперь? И как понять, "насколько плодотворна конференция? Насколько эффективна программа подготовки или схема оплаты труда? Насколько хорош рассказ, который вы пишете? Насколько действенна реорганизация?" И как с этим жить?

Мозг так устроен, что легко сравнивает цифры, и трудно - аналоговые понятия. И стремится при этом к упрощению, к унификации. Сравнить две зарплаты - секундное дело, два стихотворения - возможно, предмет длительной дискуссии, два уровня счастья - вообще непосильная задача. А ведь хочется ясной, однозначной обратной связи от Вселенной, и не только в великом, но и малом! Мы ненавидим ждать, когда не знаем, сколько еще осталось. Мы прикладываем усилия -  и тут же ищем отклик на них, лучше всего незамедлительный и количественно определенный.

Что ж, яснее денег некуда, и ничто более не претендует на всеобщность! Есть, конечно же, масса других количественных (а потому заведомо ущербных) рейтингов: количество женщин, книг, квадратных метров, налетчасов, лайков, детей, баллов, итп. Индикатор уровня внутри категории, ничуть не достовернее денег.

В отсутствии внутреннего ориентира (а точнее, вследствие многолетнего недоверия к нему), мы страстно желаем для себя ориентир официальный (можно несколько!), легко вычислимый, общепризнанный, который наконец рассказал бы нам, кто мы и где мы, велики или малы, и насколько верно живем. Оценил бы нас по какой-нибудь объективной шкале. И ведь так трудно от этого отказаться! И множество раз осознав эту нехитрую подноготную, я все равно с радостью смотрю на статистику прочтений моего блога, когда их много, и география их широка, и слегка печалюсь, когда не очень.

Радикальный выход, понятно, в том, чтобы перестать искать сравнений, нащупать внутренний компас и, пропитавшись к нему доверием, решительно ему следовать. Проще сказать, чем сделать. Но все же любовь ищут еще вдвое чаще, чем деньги, а значит, не все потеряно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий