понедельник, 15 сентября 2014 г.

Треугольник Магнуса, или IT-стратегия за 60 секунд

Балаганов с уважением посмотрел на треугольник. Доводы Паниковского показались ему не особенно убедительными, но в треугольнике чувствовалась такая правдивая безнадежность, что Балаганов поколебался.

Ильф, Петров

Магнус был боссом моего босса, моим "дедушкой". Теперь он работает на британское правительство, почти как Майкрофт Холмс. Как-то раз он приезжал в Москву, и я угощал его ланчем за 250 рублей в нашей столовке. Он рассказывал про то, как служил в Южной Африке, и про то, как вывозит трех своих дочерей на яхте, а они не желают надевать яхтенные перчатки и работать с веревками, а желают вместо этого загорать. Тут же, между делом, он нарисовал на салфетке Треугольник Магнуса, который описывает весь спектр возможных стратегий IT в составе большой корпорации - на вечные времена. Вот этот треугольник.

Ничто не ново под луной, гласит этот прекрасный геометрический образ. Любая новизна - это перераспределение акцентов, перенос внимания, веса, фокуса, денег, когда одни вещи набирают важность, а другие теряют. IT организации десятилетиями циркулирует между этими тремя полюсами силы. Если вдоль каждой стороны треугольника нарисовать по 2 стрелки, туда и обратно, получится всего 6 стрелок. И в любой момент времени стратегия IT любой крупной международной организации будет описываться одной из них (максимум двумя: есть психологический предел на меру одновременных изменений). К примеру.

К Бизнесу. В жирные времена, когда прибыли обильны, а люди склонным приписывать их своим исключительным качествам, каждый бизнес обзаводится своим собственным, выделенным IT. Имеет на него огромное влияние, щедро спонсирует и ни с каким другим бизнесом не делит. В безраздельном режиме пользуется даже теми IT функциями, которые к конкретному бизнесу привязки не имеют. Потому, что так удобнее и быстрее. Потому, что может себе это позволить. В эту сладкую пору в IT идут в гору люди с бизнес уклоном, экспертизой, наклонностями и ценностями, а также святой верой в уникальные потребности конкретного бизнеса.

К Функции. С наступлением трудных времен, с падением прибылей, люди, не считавшие ранее затрат, обратили на них пристальное внимание. Нужна экономия от масштаба, от консолидации, от использования разделенных ресурсов. Происходит усиление функциональной IT вертикали, ресурсы и бюджеты группируются вокруг профильных IT компетенций, бизнесы начинают обслуживаться более или менее под одну гребенку. Востребованы IT-агрегаторы, унификаторы, прагматики, а также демагоги, способные под идею будущей экономии потратить в разы больше, чем обычно.

К Локации. Обслуживать бизнес централизованно, из одного места, где собраны все для этого компетенции. Есть "вкусы сезона", любимые направления года или пятилетки, или десятилетий. Если денег побольше, то это близко к штаб-квартире, к зрелым бизнес культурам, к развитым рынкам. Если поменьше, то, напротив, к дешевым, к развивающимся, но относительно безопасным - Индия, Китай, Восточная Европа. Звездный час для технарей соответствующего региона, штабных IT-бюрократов и для наделенных громадной волей, бесстыдством и способностью убеждать управленцев.

"Государствам претит статика", говорил умный скептик в каком-то фильме. Не государствам - любым организациям большого размера претит неподвижность. Как мигрирующие толпы деловитых муравьев, люди в них все время куда-то идут, большими массами, целыми корпусами, практически не останавливаясь. Как у муравьев, это движение не всегда так уж осмысленно и продуктивно, иногда разные потоки движутся в противоположных направления, но выглядит это тем не менее совершенно титанически!

Стрелки меняют свое направление и интенсивность, но треугольник, по которому они ходят, давно сложился. Неважно, сколько деталей будет нанизано на эту идею, какие краски удастся в нее привнести очередному креативному лидеру. В сухом остатке именно этими векторами определяется нескончаемое тектоническое движение. Ничего нового.

Однако порой велика иллюзия нового. Велика потому, что люди-носители, люди-поджигатели новых стрелок - непростые. Они величиной - как Магнус, они все на свете понимают, и обладают внутренней силой, способной приводить в движение тысячи людей. И хочется верить, что они меняют мир к лучшему, и быть за них, и похвалу их  носить, как орден. А еще она велика потому, что статика претит и обычным людям, и каждому из них желаются "перемены без перемен", которые все же будоражат кровь и не дают закиснуть. И никто не хочет, чтобы муравьиная многоножка остановилась, и нет шансов, что остановится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий