Ну вот — палкой, — указал ею, сел в автомобиль и потом палку в нем и
оставил, когда вылез: ведь автомобиль временно принадлежал ему, я отметил это “спокойное
удовлетворение собственника”. Вот какая вещь — художественная память! Почище
всякой другой.
Набоков
Недавно один бизнес-тренер научил меня забавному трюку. Из зала ему назвали десять случайных существительных (небо, кошка, мяч итп.). Он записал их на доске, пронумеровав. Потом повернулся к ней спиной и попросил проверить его память. Люди из аудитории называли ему номера, а он говорил слово под этим номером, без ошибок.
Безусловно, есть
люди, которые могут с ходу запоминать такие вещи безо всякой системы, но
большинству (и мне в том числе) это не под силу. Суть трюка вот в чем. У него
(тренера) есть набор случайных слов, ассоциированных с каждой цифрой от одного
до десяти, которые он один раз добросовестно заучил. Для легкости они образуют
рифму с самой цифрой (one – run, nine – wine, etc.), но могут и не образовывать, неважно. Получая слово из зала и пока
записывает его на доску, он представляет себе какую-нибудь яркую, выпуклую, гротескную
картинку с использованием «своего» и «чужого» слова под этим номером.
Например, под
девятым номером выпало слово bicycle. Имеем пару wine (вино)
и bicycle (велосипед). Быстро
представляем себе следующую картинку. Наклоняем бутылку над бокалом, а из нее
вместо вина выезжает множество мааахоньких велосипедиков, и прямо стайкой в бокал.
Крохотные колесики, крохотные педальки, в бокале десяток их уже, возятся, как хомячки, позванивают и из бутылка продолжают "капать". А вина в бутылке вина - никакого, ни грамма. Этакая
картинка в духе Дали, на представить с деталях – секунда, и точно продержится в
голове какое-то время. У меня, к примеру, держится уже четвертый день. И когда
раздается номер девять (который, как мы давно знаем, означает вино), велосипеды
приходят сами собой.
Забавна эта
история тем, что, для хорошего запоминания, нужно, оказывается, запоминать не
меньше, а больше! Целая картинка, сюжет, настроение, набор визуальных образов –
вместо одного-единственного слова. Удивительно неэкономично, казалось бы. Но как попугаи подхватывают от хозяев непропорционально много матерных слов (т.к. те произносятся с эмоциональной нагрузкой), как музыканты, заучивающие на память целые оратории и фортепианные концерты, не могут запомнить номер телефона, так и все прочие запоминают не то, что мало по объему, а то, что заставляет чувствовать.
Как здорово. "..запоминают не то, что мало по объему, а то, что заставляет чувствовать" - и это еще раз доказывает замечательное устройство мира.
ОтветитьУдалить