среда, 17 февраля 2016 г.

Самооценка

Самооценка – одно из самых ненавистных мне слов. Оно означает: позиционирование себя относительно других людей по какой-то стандартной шкале (или сразу нескольким) и выработка хорошего или плохого отношения к себе в зависимости от этого. Умри все живое! Говорят, неправильная самооценка это плохо - истинно так. Однако «правильная» самооценка – тоже плохо! Теперь по порядку.
Низкая самооценка плоха тем, что при ней риск неудачи в любом деле выглядит неоправданно огромным, что закрывает нам возможности, которые мы могли бы использовать. А также заставляет обесценивать уже достигнутые успехи, что расстраивает, лишает покоя и ведет к депрессии. Словом, низкая самооценка создает некий набор проблем. Люди, изнывающие от самоуничижения и корящие себя за упущенные возможности, пытаются по-разному бороться с этой напастью: от посещения тренингов по повышению этой самой самооценки до получения трех высших образований, чтоб уж наверняка. Работает редко и плохо.

С другой стороны, человек с чересчур высокой самооценкой производит впечатление высокомерного  придурка, вызывая инстинктивное противодействие окружающих и желание по возможности поставить засранца на место. Почему возникает такое желание? Потому, что окружающие тоже не святые, у них тоже есть самооценка, к которой они относятся серьезно и потому хотят в свой адрес справедливого и почтительного отношения. А природа высокой самооценки в том, чтобы установить иерархию, в которой ставить себя постоянно и существенно выше других. И окружающие против, еще бы им не быть против!

Это прекрасно проиллюстрировал на TED один известный социолог. Он попросил людей в зале, не оглядываясь по сторонам, поднять руки, если они считают себя в умственном отношении выше среднего по залу. Руки подняли почти все! Как же так, делано удивлялся оратор, довольный устойчивым эффектом от своего трюка. Не могут же все быть выше среднего! Академически не могут, конечно, но хотят и верят.

Верят потому, что нас с детства убедили в том, что на особенное к себе отношение можно рассчитывать только в силу каких-то объективных причин. Хорошего меня хвалят – плохого меня ругают, хорошего меня любят – плохого меня не любят, и критерии хорошести, кстати, довольно стандартные. А поскольку каждому человеку совершенно необходимо, чтобы кто-то к нему относился специально и по-особенному, выделял из окружающего мира и направлял именно на него внимание и любовь, мы, оказавшись в таких условиях, мгновенно приступаем с созданию доказательной базы, почему нас нужно любить. Абы кому любви и доброты определенно не полагается, и в этом соцсоревновании мы непременно должны быть хоть немного лучше среднего – чуть умнее, красивее, моложе, быстрее, смелее. Иначе нам конец.

Деструктивное, чудовищно энергоемкое и заведомо обреченное занятие! И потому правильная самооценка точно так же ущербна, как и неправильная: это все равно попытка самоопределения через конкурентное соотнесение себя с другими, неважно, насколько точное.

Но с кем соотноситься? Большинство сфер жизни вообще не предполагают какого-то справедливого и ликвидного рынка человеческих достоинств. Хороший ли вы друг? Даже если не очень, вряд ли человек, к которому вы ходите не первый десяток лет, обменяет вас по гарантии на старого друга получше. Интересный ли вы человек? Вопрос с подвохом: интересными часто кажутся  люди, которые склонны интересоваться другими. В любом случае, это двухсторонний процесс, и взаимный интерес и расположение испытывают люди скорее подходящие друг другу, чем объективно интересные или хорошие. Красивы ли вы? На это вопрос легко ответят чужие люди, до которых вам нет дела, а близкие скорее всего затруднятся, потому, что для них вы – это вы. И так далее.

Я знаю немного счастливых людей, но всех их объединяет полное отсутствие интереса к самооценке. То есть они могут, конечно, провести ее, когда это технически необходимо, скажем, устраиваясь на работу, оценить набор своих рыночных навыков. Но она не занимает их мысли, не является источником гордости или страданий или базисом для отношения к самому себе, двигателем или препятствием, не представляет ценности, не стоит усилий. Они живут свою собственную жизнь, ни с кем себя не сравнивая, и уж точно не пытаясь придать этому сравнению эффектный или благоприятный вид.

Насколько самооценка зло, настолько благо самоосознание, ее полная противоположность. Термин, изрядно набивший оскомину, но довольно верный. Знать свое собственное устройство, но не затем, чтобы приукрашивать, сопоставлять с другими и из-за этого себя превозносить или стесняться. А затем, чтобы осмысленно распоряжаться своей жизнью и стать наилучшей возможной версией себя. Самоосознание не может быть завышенным или заниженным, поскольку отсутствует слово -оценка. Осознать как есть, как открыть глаза.

И еще самоосознание предполагает иное понимание прогресса. Не заткнуть за пояс других людей, отжав у жизни больше денег, дипломов, прочитанных книг, правительственных наград и пр., а развиваться самому, по сравнению с собой прошлым, в направлении себя возможного. И не допустить своей собственной деградации, даже если вокруг полно людей, павших ниже и хуже. И сосредоточиться на чем-то действительно важном и настоящем, на том, чем быть, а не как выглядеть, на том, что мы должны вернуть, умирая, в лучшем виде. И тогда происходит нечто удивительное: человек, всерьез вставший на этот путь, через какое-то время перестает бояться, что ему чего-то в жизни не достанется, и начисто лишается самооценки.

…Когда 90-летнего Пабло Казальса спросили, почему он продолжает репетировать каждый день, он совершенно серьезно ответил: «Мне кажется, я делаю успехи».

Комментариев нет:

Отправить комментарий